Йын
Младший брат и противник верховного бога и демиурга Кугу-Юмо
Бог-демиург (марийский Кугу Юмо) велит водоплавающей птице, или младшему брату в облике селезня (Керемету), плавающему по первичному океану, достать со дна землю. Так Бог сотворил из нее Землю и всё полезное на ней, а его брат из земли, утаенной во рту, – горы и все вредное.
На лоно первичного океана из своего гнездовья — Лудо пыжаш (букв.: Утиное гнездо — созвездие Плеяды) прилетела утка. Снеся два яйца, из них родились два брата-селезня — Юмо и Йын. Затем они попеременно, нырнув под воду, в клюве со дна океана достали землю.
Из той земли, что достал Юмо, образовалась ровная поверхность.
Йын же поперхнулся и вместе с землёй выплюнул и слюну. Поэтому на земле возникли горы, озера и болота.
Затем Юмо принялся высекать искры молотом из небесного камня (Каван кӱ) — и полетели сакчи (шукчи).
Керемет подсмотрел за ним в это время, и, когда Юма уснул, он также стал высекать искры, и полетели его собственные сакчи — шайтаны…

Это небольшой отрывок из космогонических мифов народа Мари.
Наша история будет основана на мифе о создании земли, о начале начал! И мы с нашей командой постараемся рассказать, показать его современным языком.
Это история о борьбе добра и зла, о том, что не все так однозначно.
Задумайтесь - человек ведь тоже состоит из множества оттенков черного и белого, в этом и состоит его уникальность.
Комплекс мифологических представлений марийцев - луговых, восточных, северо-западных и горных. Часть общей прауральской и финно-угорской мифологии. Марийская мифология - основа формирования марийской традиционной религии.

Каждый миф (тоштой) повествует о том, как что-то зарождается: Мир, растения, животные, человек, общество и т.д. Среди них самыми древними являются этиологические мифы (от греч. aitia - «причина»), объясняющие возникновение мира и людского рода.

Все мифы о происхождении мира затрагивают проблему времени. Мифическое время «начала начал» - «сильное» время, так как оно преобразовано активным творческим присутствием сверх естественных существ.

Самые древние этиологические мифы повествуют о Первовремени как о происхождении Космоса из Хаоса. На марийском языке это Правремя может быть названо Тунтуналтыш. Когда-то давным-давно в глубине Хаоса (Тітырем) прорезался Свет (Волгыдо), оформились Небо (Кава) и царство Воды (Вуд). Так возник Мир (Туня), а позже - и боги.

В архаических мифах финно-угорских народов Уральский горный хребет называется каменным поясом Бога, сотворившего мир. Одновременно это - Центр мира, Мировая Гора, Мировое Дерево - точка соприкосновения сакрального пространства и времени, место встречи Неба и Земли.

Полярная звезда с древнейших времён в духовной традиции многих народов играла роль Перводвигателя, вокруг которого вращается небесная твердь. В преданиях её сравнивали с небесным гвоздём, пупком мира, опорой солнца и т.д.

В космогонических представлениях древних охотников евразийского пространства первопредком-тотемом был Лось (Шордо). Марийский фольклор сохранил название Полярной звезды (Шордышудыр, букв. «Звезда Лося»):

Шордышудыр пордылеш - портылеш. - «Полярная звезда вращается - возвращается».

Великая Рождающая Мать заняла также почётное место среди других древних божеств. Марийская Шочын-ава появляется в мифе в образе Утки. Её небесным гнездом явилось созвездие Плеяда (Лудо пыжаш). Рождение четырёх стихий - Воды, Воздуха, Земли, Огня - привело к тому, что у Утки появились два селезня - Юм и Йын (Керемет), которые маркируются как единство положительного и отрицательного.

Перемены на земле способствовали дальнейшему развёртыванию мифических событий. Постепенно уральский миф о космическом Лосе/ Олене превращает тотема в Бога, отдыхающего и созерцающего с небес

+7 (964) 862-11-93
Made on
Tilda